Общие Правила:
"Удерживайтесь от всякого рода зла." (1Фесс.5:22) и постарайтесь
"... не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян.15:29)

Второе рассуждение нищего духом мирянина

Догматы и их толкования
Ответить
Аватара пользователя
Jakob
Администратор
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 13:49
Контактная информация:

Второе рассуждение нищего духом мирянина

Сообщение Jakob »

Второе рассуждение нищего духом мирянина
Часть 1


Вместо эпиграфа:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.»
(1Фесс.5:23)


«Здесь мы встречаемся с так называемой трихотомией, с трехчастным делением человеческой природы на дух, душу и тело. В Н. 3. человеческая природа обычно делится на 2 части, которые носят иногда различные названия напр. swma и yuch (Мф X:28), swma и pneuma (Рим VIII, 10, 13), иногда sarx и pneuma (Кол II:5), и наконец sarx и nouV (Рим VII:25). Но иногда признается и трехчастное деление природы человека; так в посл. к Евр IV, 12, делается различие между yuch и pneuma, а в 1Кор.II:14 и д. XV:44-46, проводится различие между yuchkoV и pneumatikoV. Эта трихотомия не есть лишь христианское учение; оно встречается и у языческих философов - у Платона, неоплатоников и стоиков. Высший, духовный принцип природы человека рассекается на две части - низшую - yuch, обнимающую ощущения чувства и импульсы, и высшую pneuma, через которую мы вступаем в общение с Богом. Это трехчастное деление встречается очень часто у древнейших отцов церкви. Для Ап. П. это деление едва ли является одной лишь риторической фигурой выражения. В принципе - нет, строго говоря, никаких оснований отрицать трехчастное деление нашей природы.»
(Толковая Библия под редакцией Лопухина, 1Фесс.5:23)



Осознав свое бессилие и отдав свой человеческий дух Иисусу Христу, с сокрушенным и смиренным сердцем (Пс.50:19) приступим к рассуждениям о духе человеческом.
Как всегда, противник рода человеческого подсовывает вопрос,- А кому и зачем это надо?
А также:
Ведь ты не самый умный?
Зачем тратить драгоценное время на рассмотрение пустых вопросов, если можно в это время помолиться?
Раз Церковь так решила, не должен ли ты смириться?
И т.д и т.п.
Только ответь положительно на эти вопросы, и ты станешь теплым из горячего или холодного. Твои ум и дух засосет болото лени, выбраться из которого будет очень трудно.

Бог не лишил меня памяти, и я помню необходимое. Например, что лучше быть холодным или горячим, чем теплым. (Откр.3:16) Что лучше любить истину (Иисуса Христа) и познать тайную премудрость и страх Божий. (Пс.50: 8) (?Матф.10:26)
Я предпочитаю быть горячим, хоть и обжигался уже.

Итак, древние святые не лишали человека его духа.
Современные отцы, говоря о составе человека, называют только душу и тело. Душа и дух для них — одно.
Есть признаки лишения человека не только его духа, но и его души, приравнивания души и психики:

«В Свщ. Писании вообще нет нравственного противопоставления души и тела. Исходя из этого, современный греческий автор Христос Яннарас предлагает оригинальную антропологическую модель. Он считает, что учение о душе как некоторой особой субстанции в платонистском смысле вообще следствием эллинистического влияния на христианство, тогда как Библии такая идея не свойственна.
По мнению Яннараса, человеческая ипостась заключает в себе целостную человеческую природу, которая проявляет себя в многообразии энергий, т. е. внешних проявлений. Эти внешние проявления можно разделить с некоторой степенью условности на две группы: энергии психические и энергии соматические. Совокупность психических энергий и есть то, что называется душой. А совокупность энергий соматических — телом. Таким образом, разделение человека на душу и тело, как две различные субстанции, снимается. Эта антропологическая модель, действительно, соответствует духу Свщ. Писания, по крайней мере Ветхого Завета, но найти подтверждение ей в святоотеческом богословии представляется весьма сложным.»
Это — цитата из работы «Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку» иерея Олега Давыденкова на сайте azbuka.ru.

Cвященник Андрей Лоргус в своих лекциях «Православная антропология» на том же сайте говорит:
«Дух есть источник и совершитель в человеке многообразных духовных явлений. Часто дух отождествляется с самой психической жизнью. Так понимается дух в Библии.» (7.1.2)

Один священник сводит к психике душу, другой — дух.
Конечно, в святоотеческом богословии таким моделям места нет, а вот в современной православной антропологии — есть.
Кое-кто отождествляет дух и сердце, кто-то — дух и ум. В догматах записано, что человек состоит из души и тела. Православная энциклопедия в статье Дихотомизм (т.15, с.418-419) настойчиво утверждает двухчастный состав человека:

«Спора дихо- и трихотомистов история патристической литературы не знает. Если же одни писатели предпочитали говорить о двухчастности человека, то это не мешало им допускать в других случаях и трихотомию. Такой спор является гораздо больше достоянием школьного богословия и исторический глазомер требует не переносить более поздних научных категорий в эпохи раннейшие. Это одно. Второе, что следует подчеркнуть, это одинаковая неудовлетворительность обеих схем. Бесспорно: трихотомизм открывает в антропологии более широкие горизонты, но исчерпать антропологическую проблематику он, конечно, не в состоянии. Остается ряд вопросов, которые никак не укладываются в рамки трихотомии. Если писатели древности обычно пользовались этими понятиями, то сквозь ткань их богословских понятий и натурфилософских, антропологических выводов или предположений очень часто просвечивает нечто иное, что дано им было в их, скажем, мистических прозрениях, для которых узка и недостаточна даже и трихотомия.» (Керн, "Антропология св. Григория Паламы", Париж, 1950, с. 323)

Слава Богу, 7 Вселенских соборов решений по этому вопросу не принимали, и я могу высказать свое нищее мнение о духовности человека, оставаясь православным.
Молитвы школы
Будьте здоровы и сорадуйтесь истине!
Аватара пользователя
Jakob
Администратор
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 13:49
Контактная информация:

Re: Второе рассуждение нищего духом мирянина

Сообщение Jakob »

Второе рассуждение нищего духом мирянина
Часть 2


Вместо эпиграфа:

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.»
(Евр.4:12)


«"До разделения души и духа, составов и мозгов" - до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1 Сол 5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть - как высшая, материальная оболочка человека, дух - самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа - как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело - оболочка души, душа - оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа - yuch; душа же - мыслящая, желающая, способная к богопознанию - как дух - pneuma, ср. 1Кор.15:44; 1 Сол 5:23.»
(Толковая Библия под редакцией Лопухина, Евр.4:12)


Итак, древние святые не лишали человека его духа.

Иногда толкования о трехчастном и двухчастном составе человека рассматриваются как равноценные. Но почему же со временем второе толкование становится все более распространенным (см. Ю.М. Зенько в Первом рассуждении)?
На мой взгляд, есть четыре основные причины такой тенденции:
1. Прямо о сотворении духа человека в писании не говорится, а о созидании души говорится, хоть и неясно.
2. Не каждому христианскому мистику дано созерцание третьего неба. Да еще в сочетании с даром писательства.
3. Самоуничижение. Ощущение «куда мне до древних святых», появившееся у вселенских учителей и святителей, почему-то не вызывает у их учеников желания достичь уровня древних.
4. Ограниченность своим умом (не [ограниченность] ума, а умом!). Дух ума получен человеком после грехопадения, и для преодоления этого ограничения свой ум надо или отключить, или загрузить молитвой (умное делание). Тогда открывается доступ к безгрешному уму Господню и даже умом можно различить, где заканчивается душа и начинается дух.

Вопрос о сотворении духа человеческого я постараюсь рассмотреть в Третьем рассуждении. Кратко можно сказать так:
В первой главе Бытия описано творение из ничего, созидание и делание Богом духовных миров и преобразований в них, а также сотворение из ничего духа человека по образу Божию на третьем небе.
Во второй главе рассказано о созидании души человека по подобию Бога из земли и дыхания жизни на втором небе.
В третьей главе говорится о грехопадении человека и изоляции людей от жителей рая.
Современные тела и жизнь под воздушным небом человек получает после потопа.

Вторая причина очевидна. Не каждый святой может сказать «пойдем в рай и посмотрим на человека первосозданного.» (Иоанн Златоуст, О статуях, беседа одиннадцатая). Или так: «Как есть это видимое небо, называемое твердью, так превыше его есть другое светозарное небо, где полки Ангелов. Но оно невидимо телесным очам, оно есть нерукотворенная скиния, в которой совершают службу святые Ангелы. Все то божественно, неизреченно и светоносно, потому что духовно и самостоятельно, принадлежит не сему веку, но иному миру, где нет ни ночи, ни браней, ни геенны, ни лукавых духов. Поскольку же не всякому, кто бы ни был, позволяется внутренним оком видеть небесное, то для этого, подобно некоей завесе, поставлена твердь, чтобы и им (небесным жителям) можно было не просто всех созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и ум их освящен, то есть лишь одних сограждан и сотаинников святым.» (Ефрем Сирин, Слово к отрекающимся от мира).

Или:
«Ключ учения, отверзающий всякую книгу, отверз очам моим и ту книгу, в которой читаю о сокровище кивота, о венце закона, отверз и то Писание, которое прежде всех других возвещает о Творце, объемлет все творения Его, дает видеть все лепоты Его, показывает все украшения Его.
Сие-то Писание привело меня к вратам рая, и едва вступил я, как оцепенел ум мой от удивления, потерялся изумленный рассудок, отказались чувства объять великолепие сокровищ, различить вкус яств, сравнить живость красок, совокупить воедино всю лепоту, изобразить словом представшее взору.» (Он же, О рае).


Но:
«Хотя многие откровения были ему, однако он пожелал сказать о том, которое было ему на пути в Дамаск, — как об известном всем и описанном не от своего имени. Знаю, говорит, человека во Христе, назад тому лет четырнадцать, — в теле ли был он, или вне тела был, не знаю, — то есть в то время, когда он был восхищен, так как после откровения он знал, что рассудок его был восхищен, а спутники его говорили, что тело его никуда не было перемещено; восхищен был он до третьего неба, или до "третьего из небес", как и Греки говорят, ибо то Царство Небесное есть, а не небо, или можно относить это к тем двум небесам, которые перечисляет нам Моисей (Быт.1:6), или же небес, созданных вместе с землей (Быт.1:1), — (итак, их) много, а нам они кажутся одним. Давид объясняет, что небес много, когда говорит: Небеса проповедуют славу Божию, творение же рук Его возвещает твердь (Пс.18:1); и апостол говорит: небеса — дело рук твоих (Евр.1: 10); и в другом месте: восшел Он превыше всех небес (Еф.4:10).» (Он же, Второе послание к Коринфянам, Гл. 12)

О третьем небе Ефрем Сирин уже не говорит подробно, как о втором небе и рае. Он третьего неба тогда еще не достиг. Поэтому разделения души и духа (Евр. 5.23) не комментирует, а (1 Фес. 5.23) повторяет без существенных изменений:
«(Ст. 23). Сам же Бог мира да освятит вас и да усовершает вас до времени кончины мира. Целым дух и душу и тело ваше да сохранит без порока, от самого крещения и до пришествия Господа нашего.»

Обратим внимание на то, что целым дух и душу и тело (т.е. всего человека по цитате) надо сохранять «от крещения». А что подскажет нам обряд крещения?

«Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас вся воздушная и неявленная привидения: и да не утаится в воде сей демон темный: ниже да снидет с крещающимся [или со крещающеюся] дух лукавый, помрачение помыслов, и мятеж мысли наводяй: но Ты, Владыко всех, покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия, обновление духа, сыноположения дарование, одеяние нетления, источник жизни. Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Ты даровал еси нам свыше паки рождение водою и Духом. Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет: и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на Небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе. Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.» (из ПОСЛЕДОВАНИЯ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ)

В приведенной части Последования один раз говорится о плоти, по два раза о душе и духе крещающего (крещающемой) с разными просьбами для души и духа, и три раза о Святом Духе (с большой буквы). Итак, крестится водой и Духом человек с духом, душой и плотью.

Конечно, особо умный человек может исхитриться и в этом случае соединить дух с душой. Но мы будем помнить указание Иисуса Христа - «отымите лукавства от душ ваших.»

«Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки.»
(Дан.3:86,87)


Это еще один пример отношения духа, души и, кроме того, сердца, как к отдельным сущностям. Правда, и к этой цитате можно придраться: пример из-за неканоничной вставки в текст Библии. Но для православных вставка канонична, а я — православный!
Всего в Библии есть 12 предложений, в которых человеческие дух и душа упоминаются одновременно, по 6 в Ветхом и Новом заветах.

Читатель уже обратил внимание на то, что дух и сердце не тождественны.
«Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца.»
(Прит.20:27)
«И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,»
(Иез.11:19)


Сердце и дух человеческие не как синонимы упоминаются в одном предложении около 30 раз в Ветхом и 2 раза в Новом заветах. Они — не одно и то же.
Так же дух и ум.

«Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели!»
(Иез.13:3)


Дух есть, а ума нет.

«Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.»
(1Кор.14:14)


Есть и дух, и есть ум, и заняты они разным делом. Они могут быть заняты и одним делом, но с разных сторон:

«Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.»
(1Кор.14:15)


Умные люди ссылаются на «обновиться духом ума вашего» (Еф.4:23), и приравнивают дух и ум человеческие. В действительности же апостол сказал, что ум — это тоже дух, который у христиан обновляется.
Есть и дух человеческий.

Самоуничижение святыми отцами редко рассматривается в отрыве от смирения и самоукорения. Истинное самоуничижение — это искреннее признание полной своей ничтожности в сравнении с Богом. В этом случае у меня нет ничего другого доброго, кроме полученного от Бога. Тогда из такого самоуничижения рождается смирение.
Укрепляет смирение осознание того, что все другие люди лучше тебя. Такому осознанию помогает самоукорение. Самоукорение — это не самоосуждение. (Иоан.8:15-16, 1Кор.4:3) Это поиск своих недостатков и путей и способов их исправления добрыми делами, раскаянием и покаянием.
Истинное самоукорение может быть только в присутствии истинного знания. А истинные знания можно получить только изучая Писания и их толкования святыми отцами — Предание. При этом надо помнить, что «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.» (1Кор.8:2) И только «кто любит Бога, тому дано знание от Него.» (1Кор.8:3)

«62. Брат спрашивал авву Пимена: что мне делать с этой тяжестию, которая угнетает меня? — Старец говорит ему: и на малых и на больших суднах бывает бечева, — и если нет попутного ветра, то берут на плечи канат и бечеву, и понемногу тащат судно, пока Бог не пошлет попутного, благоприятного ветра; а когда увидят, что настает мрак, тогда пристают к берегу, вбивают кол, и привязывают к нему судно, чтобы оно не блуждало по водам. Этот кол есть самоуничижение.» (Древний патерик. О рассудительности)

Самоуничижение дает возможность временной остановки на духовном пути в неблагоприятных условиях, во тьме, когда нет возможности продолжать движение к Богу или из-за потери ориентиров, или из-за упадка сил. Но если самоуничижение будет продолжать действовать и в благоприятных условиях, то оно станет препятствием для развития. Тогда человека будут улавливать лень и отчаяние, спасти от которых может самоукорение.
Особенно полезно самоуничижение в начале духовного пути, когда уже осознается необходимость духовного развития, но направление движения еще точно не определено и предпринимаются попытки случайного движения то в одну, то в другую стороны.
Даже крещенные во имя Отца, и Сына и Святого Духа иногда увлекаются магией, астрологией или йогой, учатся рейки и т. п. Осознав вред от этих занятий, таким людям надо остановиться и вспомнить, что их душа уже отдана Иисусу Христу, что у христианина есть только 2 пути: в Царство Небесное или в ад. Поэтому: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.» (Иер.6:16)
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;» (Матф.7:7)


Ограничение умом — сильная ловушка, потому что в нее попадают умные люди, склонные к гордости и тщеславию.
В каталоге установленной у меня программы «Цитата из Библии» я насчитал более 50 современных переводов Нового Завета на русский язык.
Возможно, каждый из переводчиков считает себя более знающим, чем все редакторы «Синодального перевода» Библии в совокупности, тем более, чем любой из других современных переводчиков. Но исправить неточность в Синодальном переводе молитвы Господней: «и на земле, как на небе» современные переводчики в большинстве не смогли.
Ограничение умом несет и другую неприятность, но об этом — в Третьем рассуждении.

Вывод: человек состоит из человеческих духа, души и тела (тел).


Продолжение рассуждений
Молитвы школы
Будьте здоровы и сорадуйтесь истине!
Ответить

Вернуться в «Догматы православной церкви»