Страница 1 из 1

3 - Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Добавлено: 27 янв 2011, 19:34
Jakob
[spoiler]1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы -- наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы -- письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, --
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы _последующего._
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, _который_ полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. [/spoiler]

Скачать аудио 1,2 Mb

Лопухин: 3 - Второе к Коринфянам святого апостола Павла

Добавлено: 27 янв 2011, 19:35
Jakob
ГЛАВА III.
Близость Ап. Павла к Коринфянам (1-5). Величие новозаветного, Апостольского служения пред ветхозаветным, Моисеевым, по его результатам по сравнению с результатами служения ветхозаветного (6-18).

1-5. Ап. Павла противники его упрекали в том, что он выставляет на вид свою личность, рекомендует сам себя. В ответ на это Ап. иронически говорит, что, кажется, он не нуждается ни в какой рекомендации: Коринфская церковь, им основанная, - лучшая для него рекомендация. - Впрочем, он не хочет хвалиться своими успехами, зная хорошо, что эти успехи - дело помощи Божией ему, Павлу.

1. Нам, т. е. мне и Тимофею. - Как для некоторых. Здесь Ап. вероятно имеет в виду своих противников - иудействующих, которые могли найти себе рекомендационные письма у представителей Иерусалимской церкви и получить таковые же от Коринфян.

2. Вы - наше письмо. Ваше обращение ко Христу и ваша христианская жизнь - достаточная для нас рекомендация (ср. 1Кор. IX:2) - Написанное в сердцах наших, т. е. мы имеем внутреннюю уверенность в том, что вы и другие христиане хорошо нас знают. - Узнаваемое и читаемое всеми человеками. Здесь указано другое свойство письма, о котором говорит Ап. Это именно - его доступность для всех. Все церкви могут видеть, чем обязаны Коринфяне Павлу и Тимофею - об этом говорит добрая жизнь Коринфян.

3. Письмо Христово, т. е. письмо составленное Христом. Здесь Церковь Коринфская названа вообще письмом, а не одобрительным письмом, как выше, т. е. созданием Христовым. Апостол Павел и Тимофей являются только орудиями в руках Христовых, как писцы пишущие под диктовку. Чернила - это орудие письма - заменяет собою Дух Св.. Материал, на котором писано письмо, - живые сердца Коринфян. О скрижалях каменных вместо пергамента Ап. упоминает потому, что ему здесь предносилось воспоминание о скрижалях закона. – Плотяными названы скрижали сердца для того, чтобы обозначить живую восприимчивость читателей послания к проповеди Евангелия.

4-5. Такую уверенность, т. е. такое убеждение, какое выразил Ап. во 2 и 3-м ст. - Имеем в Боге - правильнее: в отношении к Богу. Ап. питает такую уверенность потому, что состоит в тесном общении с Богом, в Нем полагает всю свою опору. - Чрез Христа. Ап. все свои достоинства получил чрез Христа. Точно также и уверенность в пользе своего дела он обосновывает на том, что эта уверенность возникла в нем под действием Христа. - Помыслить что... Ап. и способность судить о себе и своих усилиях получил от Бога. - Способность, т. е. способность помыслить о себе и своем деле, способность правильно рассудить об этом.

6-18. Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый - служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значит это величие по сравнению с величием ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение - не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит не только о себе, а и о всех истинных христианах.

6. Нового Завета. В Новом Завете условием получения спасения является не исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя (1Кор. XI:25; Рим. X:5 и сл.). - Не буквы, но духа. Ветхий Завет назвав буквою (??????) потому, что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван духом (???????) потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св. Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и закон по своему существу также духовен (Рим. VII:14) и его слова - живые (Деян. VII:38), но сила греха парализовала эту силу закона. - Буква убивает. Ап. здесь указывает причину, по которой Бог не сделал его служителем буквы. Умерщвление, производимое буквою закона, нужно понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к Рим. (ст. 5-7 и сл.; ср. 1Кор. XV:56). Чрез заповедь закона сила греха, дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти, т. е. к удалению от Бога.

7-8. Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях - правильнее: "служение смерти (служение, способствующее расширению господства), буквами начертанное на камнях". Ап. имеет в виду здесь Десятословие, которое обязано было своим происхождением служению Моисея (Исх. XXXIV:28). Ап. прибавляет, что Десятословие было начертано буквами и этим еще резче оттеняет недуховный характер его. - Не могли смотреть... В кн. Исход (XXXIV:30) сказано только, что евреи "боялись подойти к Моисею". Разъяснение свое Ап. делает, очевидно, на основании иудейского предания. - Преходящей. Ап. прибавляет это выражение для того, чтобы выставить на вид превосходство славы новозаветного служения, как это и делает он прямо ниже (см. ст. 11). - Служение духа, т. е. посвященное Св. Духу служение проповедников Евангелия.

9. Служение осуждения, т. е. ведущее к осуждению (ср. Рим. VII:9 и сл. Гал. III:10). - Служение оправдания, т. е. ведущее к оправданию (ср. Рим. I:17; III:22 и сл.).

10. То прославленное... т. е. "ибо в этом отношении - т. е. в отношении величия Моисеева служения по сравнению с названным (ср. ст. 9) - можно сказать, что прославленное - не прославлено".

11. Преходящее - именно служение Моисея. Моисей перестал быть законодателем (Рим. X:4). - Пребывающее, т. е. - служение проповедников Евангелия, которое (служение) будет продолжаться до конца мира (Мф. XXIV:14).

12-13. Имея такую надежду. Ап. выражает здесь уверенность в том, что величие его служения не уничтожится. - Действуем - конечно, в отношении к тем, с кем христианский учитель имеет дело. - А не так, как Моисей. Мы ничего не скрываем и не походим на Моисея, который скрывал от Израильтян сияние своего лица (см. Исх. XXXIV:33-35). Ап., впрочем, не унижает этим сравнением Моисея, а только указывает здесь на его педагогическую мудрость, которая побудила его принять меры для сокрытия от евреев сияния своего лица. - На конец преходящего, т. е. чтобы они не пришли к убеждению в том, что закон и законное служение должно иметь конец. Это, конечно, заставило бы их пренебрежительно относиться к требованиям закона. А о том, что закон со временем должен потерять свою обязательную силу, они могли догадаться в том случае, если бы заметили ослабление сияния на лице Моисея. - Таким образом, Ап. здесь пополняет, конечно, на основании предания иудейской Церкви, объяснение мотивов, какие руководили Моисеем тогда, когда он закрывал лицо свое. Подобные толкования встречаются у Ап. в 1-м посл. к Коринф. (X:1 сл.), и в посл. к Гал. (IV:21 и сл.).

14. Отсюда и до конца главы речь идет о последствиях, какие имело для Израильтян то обстоятельство, что Моисей закрывал свое лицо покрывалом. - Но умы их ослеплены - правильнее: но ожесточились (??????? или, как читает блаж. Феофилакт, - ??????????) мысли их (???????). - Ибо то же самое покрывало... Здесь находится доказательство указанного сейчас факта "ожесточения". Под покрывалом разумеется здесь неспособность убедиться в том, что служение Моисея должно окончиться. - При чтении - точнее: "на чтении". Ап. представляет дело так. Когда в субботу в иудейской синагоге (Деян. XV:21) совершается чтение Ветхого Завета, то этот акт происходит как бы под прикрытием, которое не дает возможности иудеям всмотреться в Новый Завет. - Оно снимается Христом, т. е. только во Христе люди понимают преходящее значение Моисеева служения.

15. На сердце их. Сердце здесь означает центр душевной жизни (ср. IV:6: Рим. I:21).

16. Обращаются к Господу, т. е. становятся верующими во Христа. Ап. здесь имеет в виду сообщение кн. Исход о том, что когда Моисей являлся пред Богом, то снимал с своего лица покрывало (Исх. XXXIV:34 и сл.). Также снимется покрывало с сердец тех иудеев, которые обратятся, придут ко Христу.

17. Здесь - заключение к мысли, выраженной в 16-м стихе. Здесь собственно находится силлогизм такого рода. Положение: где Дух Господень, там свобода. Меньшая посылка: но этот Дух имеет только обратившийся к Господу, потому что Господь есть Дух. Заключение: вследствие этого у обращенного не может быть означенного покрывала, а только свобода. – Господь (? ??????) - это подлежащее (этого признания требует связь с 16-м стихом). Под Господом здесь разумеется Христос: войти в общение со Христом - все равно что войти в общение со Св. Духом. Еще в посл. к Рим. Ап. говорил, что Дух Св. принадлежит Христу и в Нем Христос приходит к верующим (Рим. VIII:9-11). Почему, однако, здесь Ап. выставляет на вид абсолютную духовность Христа? Надо полагать, что он хотел этим показать, что Христос и христианство не связаны с буквою и не имеют обязательств пред законом Моисеевым. - Там свобода, т. е. свобода мыслить, чувствовать и действовать. Дух Господень, как Единый владыка в душе обращенного человека, уничтожает все покрывала, все преграды, принадлежащие посторонней силе.

18. Мы же есть... т. е. христиане. Ап. говорит теперь о лицах, на которых свобода проявляет свою силу. - Открытым лицом. Ап. меняет образ. Он говорит здесь не о слушающих (как в 15 ст.), а о смотрящих, почему и заменяет слово сердце (в ст. 15) словом лица. Для смотрения нужно иметь открытыми глаза. - Как в зеркале. Полную славу Христову христианин может увидеть только в будущей жизни (Ин. XVII:24; 1Ин. II:2; Кол. III:3), а здесь он видит только изображение ее в Евангелии (Евангелие славы Христовой - см. IV:4). - Славу Господню, т. е. видим Христа как Главу Церкви, Ходатая за нас на небе, Победителя всех врагов Своих и т. д. - Преображаемся в тот же образ, т. е. так изменяемся, что становимся похожими на прославленного Христа еще здесь, на земле. - От славы в славу, т. е. с одной ступени величия переходим на другую (ср. Рим. I:17; Пс. LXXXIII:8). - Как от Господня Духа - правильнее: "от Господа, Который есть Дух" (ср. ст. 17-й). Преобразование наше идет постольку, поскольку посылает нам силы Господь - Дух (????????? - родит. качества).