Общие Правила форума:
"Удерживайтесь от всякого рода зла." (1Фесс.5:22) и постарайтесь
"... не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян.15:29)

13 - От Луки Святое Благовествование

Ответить
Аватара пользователя
Jakob
Администратор
Сообщения: 1310
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 13:49
Откуда: Харьков
Контактная информация:

13 - От Луки Святое Благовествование

Сообщение Jakob » 12 ноя 2010, 13:04

[spoiler]1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, --
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий _год_ срубишь ее.
10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий _день_ кончу;
33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! [/spoiler]

Скачать аудио 2,8 Mb
Молитвы школы
Будьте здоровы и сорадуйтесь истине!

Аватара пользователя
Jakob
Администратор
Сообщения: 1310
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 13:49
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Лопухин: 13 - От Луки Святое Благовествование

Сообщение Jakob » 12 ноя 2010, 13:05

ГЛАВА XIII.
Увещания к покаянию (1-9). Исцеление в субботу (10-17). Две притчи о царстве Божием (18-21). Многие могут и не попасть в Царство Божие (22—30). Слово Христа по поводу замыслов против Него со стороны Ирода (31—35).

1. Увещания к покаянию, следующие далее, имеются только у ев. Луки. Точно также он один сообщает и о случае, подавшему Господу обратиться к окружавшим Его с такими увещаниями. — В это время, — т.е. когда Господь говорил предыдущую речь к народу, некоторые из вновь подошедших слушателей сообщили Христу О важной новости. Какие то Галилеяне (судьба их представляется известною читателям, потому что пред словом Γαλιλαίων стоит член τω̃ν) были убиты по приказу Пилата в то время, как они приносили жертву, и кровь убиваемых даже обрызгала жертвенных животных. Неизвестно, почему Пилат допустил такое жестокое самоуправство в Иерусалиме над подданными царя Ирода, но в то довольно смутное время римский прокуратор, действительно, мог прибегать без дальних расследований к самым крутым мерам, в особенности же по отношению к жителям Галилеи, которые вообще были известны своим строптивым характером и склонностью против римлян.

2. Вопрос Господа вызван, вероятно, тем обстоятельство, что те, кто принес Ему весть о погибели Галилеян, склонны была видеть в этой страшной погибели наказание Божие за какие либо особенные грехи, совершенные погибшими. — Были — правильнее: стали, сделались (εγένοντο) или оказали себя именно чрез свою погибель.

3. Христос пользуется этим случаем для того, чтобы обратиться с увещанием к слушателям Своим. Погибель Галилеян, по Его предсказанию, предвещает гибель всего иудейского народа, в случае, если народ останется не раскаянным — конечно в своем противлении Богу, Который теперь требует от народа, чтобы он приняли Христа.

4—5. Не один только случай с Галилеянами может поразить ум и сердце. Господь указывает еще, очевидно, очень недавнее событие — падение Силоамской башни, которая задавила под своими развалинами семнадцать человек. Ужели эти погибшие были грешнее пред Богом, чем все остальные, жители Иерусалима?1) — Что это была за башня неизвестно. Видно только, что она стояла в непосредственной близости к Силоамскому источнику (εν τω̃ Σιλωάμ), который протекал при подошве Сионской горы, с южной стороны Иерусалима. — Все, — опять намек на возможность погибели всего народа.

6—9. Чтобы показать, как необходимо теперь покаяние для иудейского народа, Господь говорит притчу о бесплодной смоковнице, от которой хозяин виноградника пока все еще ждет плода, но — такой вывод должно сделать из сказанного — скоро его терпение может истощиться, и он ее срубит. — И сказал — сказал, обращаясь к толпам народа, стоявшим около Него (XII, 44). — В винограднике... смоковницу. В Палестине на хлебных полях и виноградниках везде, где допускает свойство почвы, растут смоковницы и яблони (Тренч стр. 295). — Третий год прихожу... точнее: три года прошло уже с тех пор как стал я приходить... (τρία έτη, αφ ου̃...). — На что она и землю занимает? Земля в Палестине очень дорога, раз она предоставляет возможность делать на ней посадки плодовых деревьев. Занимает — точнее: вынимает силу из земли — влагу (καταργει̃). — Окопаю и обложу навозом — это уже крайние меры для того, чтобы сделать смоковницу плодородною (так и теперь поступают с апельсинными деревьями на юге Италии. Тренч стр. 300). — Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. Перевод этот не совсем ясен. Почему оказавшуюся неплодной смоковницу нужно срубить только «в следующий год»? Ведь хозяин заявил виноградарю, что она напрасно истощает почву — значит от нее нужно избавиться именно тотчас же после последнего и окончательного опыта сделать ее плодородною... Дожидаться еще год — нет никакого основания. Поэтому лучше принять здесь чтение, установленное Тишендорфом: «Может быть она принесет плод в следующий год? (κάν μέν ποιήση καρπόν εις το μέλλον).Если же нет, срубишь ее». До следующего же года нужно дожидаться потому, что смоковницу в текущем году только еще будут удобрять...

Притчею о бесплодной смоковнице Господь хотел показать иудеям, что Его выступление как Мессии — это последняя попытка, какую делает Бог с целью призвать народ Иудейский к покаянию, а после неудачи этой попытки — для народа ничего боле не остается как ожидать себе скорого конца. Но кроме этого прямого смысла притчи она имеет и таинственный. Именно бесплодная смоковница означает всякий народ и всякое государство и церковь, которые не осуществляют своего, данного им от Бога, назначения и которые поэтому должны быть удалены с своего места (ср. Апок. II, 5 обращение к ангелу Ефесской церкви: сдвину светильник твой с места его, если не покаешься). Затем в ходатайстве виноградаря за смоковницу Отцы Церкви видели ходатайство Христа за грешников или ходатайство Церкви за мир или праведных членов Церкви за неправедных. Что касается упоминаемых в притче трех лет, то одни толкователи видели здесь обозначение трех периодов домостроительства Божественного — закона, пророков и Христа, другие — указание на трехлетнее служение Христа. Но все эти толкования не имеют основания в самой притче, детали которой, как и всякой притчи вообще, не нуждаются в изъяснении: важно только оттенить главную мысль притчи, а эта мысль вполне ясна всякому.

10—17. Об исцелении Христом скорченной женщины в субботу говорит только ев. Лука. В синагоге в субботу Господь исцелил скорченную женщину — хотя косвенно, в своем обращении к народу — и начальник синагоги поставил Ему это действие в вину, так как Христос нарушил субботний покой. Тогда Христос обличил лицемерного ревнителя закона и подобных ему, указавши на то, что и по субботам иудеи водят поить свой скот, нарушая таким действием предписанный им покой. Это обличение заставило устыдиться противников Христа, а народ стал выражать радость по поводу совершаемых Христом чудес. — Духа немощи, — т. е. беса, который ослаблял ее мускулы (см. ст. 16). — Ты освобождаешься — точнее: ты освобождена (απολέλυσαι): наступающее событие представлено в этом выражении как уже совершившееся. — Начальник синагоги — см. Матф. IV, 24. — Негодуя, что Иисус исцелил в субботу — см. Марк. III, 2. — Сказал народу. Прямо обратиться ко Христу он боялся в виду того, что народ очевидно стоял на стороне Христа (ср. ст. 17). — Лицемер — по более точному чтению: лицемеры. Так называет Господь начальника синагоги и других представителей власти духовной, стоявших на стороне этого начальника (Зигабен) за то, что они, под видом соблюдения в точности закона о субботе, хотели посрамить Христа. — Не ведет ли... По Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу. — Сию же дочь Авраамову... Господь делает заключение от высказанной в 15-м стихе мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу — освободить эту страдалицу от ее болезни, какую навел на нее сатана (сатана представляется связавшим ее посредством какого то из своих служителей — бесов). — О всех славных делах — пропущено: бывающих или совершающихся (τοι̃ς γενομένοις). Этим дела Христовы обозначены как продолжающиеся.

18—21. Объяснение притчей о зерне горчичном и о закваске — (см. Матф. XIII, 31—32; ср. Марк. IV, 30—32 и Матф. XIII, 33). По ев. Луке таким образом эти две притчи сказаны были в синагоге и здесь они вполне у места, так как в 10-м ст. сказано, что Господь в синагоге «учил», но в чем состояло Его учение — этого еще не сказал евангелист: теперь он и восполняет это опущение. — В саду своем — т. е. держал под своим ближайшим наблюдением и постоянно заботился о нем (у ев. Матфея: на поле своем).

22. Ев. опять (ср. IX, 51—53) напоминает своим читателям, что Господь, проходя по городам и селениям — по всей вероятности, ев. разумеет здесь города и селения Переи, заиорданской области, которою обыкновенно ходили из Галилеи в Иерусалим, — направлялся к Иерусалиму. Он счел нужным здесь напомнить об этой цели путешествия Господа в виду того, что далее у пего изложены предсказания Господа о близости Его смерти и о суде над Израилем, что, конечно, имело ближайшее от ношение к цели путешествия Христова.

23. Некто — по всей вероятности не принадлежавший к числу учеников Христа. Это видно из того, что в ответе на поставленный этим человеком вопрос Господь обращается к толпе народа вообще, из средины которой, очевидно, и вышел этот человек. — Неужели мало спасающихся? Вопрос этот вызван был не строгостью нравственных требований Христа и не был простым вопросом любопытства, но как видео из ответа Христа, основан был на горделивом сознании, что вопрошавший принадлежит к тем, которые непременно спасутся. Спасение здесь разумеется как спасение от вечной погибели чрез принятие в славное Царство Божие (ср. 1 Кор. I, 18).

24. (См. Матф. VII, 13). Ев. Лука усиливаете мысль ев. Матфея, так как у него поставлено вместо «входите» — «подвизайтесь войти» (αγωνίζεσθε εισελ), что предполагает сильное напряжение, какое потребуется для вхождения в славное царство Божие. — Миогие поищут войти —когда уже минует время домостроительства спасения. — И не возмогут — потому что в свое время не покаялись.

25—27. Возвещая суд над всем иудейским народом, Христос изображает Бога хозяином дома, Который ожидает друзей своих на вечерю. Наступает такой час, когда нужно уже запирать двери дома, и это делает сам Хозяин. Но лишь только Он запрет двери, как народ иудейский (вы), подошедший слишком поздно, начнет просить о допушении его на вечерю и стучать в дверь. Только Домохозяин, т.е. Бог скажет этим опоздавшим, что Он не знает откуда они, т.е. из какого семейства (ср. Иоан. VII, 27): они во всяком случае не принадлежат к Его дому, а к какому то другому, Ему неизвестному (ср. Матф. XXV, 11—12). Тогда иудеи будут указывать на то, что они ели и пили пред Ним, т.е, что они Ему близкие друзья, что Он учил на улицах их городов (речь ясно уже переходит в изображение отношений Христа к народу иудейскому). Но Домохозяин опять скажет им, что они Ему неизвестны и потому должны уйти как неправедные делатели, т.е. злые, упорные в своей нераскаянности, люди (см. Матф. VII, 22—23). У Матфея эти слова имеют в виду ложных пророков.

28—29. Заключение к предыдущей речи изображает горестное состояние отвергаемых иудеев, которые, к большей своей досаде, будут видеть, как откроется доступ в царство Божие другим народам (ср. Матф. VIII, 11—12). — Там, — т.е. куда вы будете изгнаны.

30. (См. Матф. XX, 16). Последние — это язычники, которых евреи не считали достойными допущения в царство Божие, а первые — народ иудейский, которому было обещано царство Мессии (ср. Деян. X, 45).

31. Фарисеи приходят ко Христу с предостережением относительно замыслов Ирода Антипы, тетрарха Галилейского (ср. 3, 1). Из того, что далее (ст. 32) Господь называет Ирода «лисицею», т. е. существом хитрым, можно с уверенностью сказать, что фарисеи пришли по поручению самого же Ирода, которому было очень неприятно, что Христос так долго находится в его владениях (Перея, где находился в это время Христос, также принадлежала к владениям Ирода). Прибегать к каким-нибудь открытым мерам против Христа Ирод опасался, в виду уважения, с каким народ встречал Христа. Ирод поэтому поручил фарисеям внушить Христу мысль о том, что Ему в Перее угрожает опасность со стороны тетрарха. Фарисеям же казалось лучшим уговорить Христа поскорее пойти в Иерусалим, где — как им было конечно известно — Христа уже не помилуют...

32. Господь 6твечает фарисеям: пойдите, скажите той лисице — которая послала вас, т.е. Ироду: — се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра и в mpemий день кончу, — Сегодня... Это выражение означает определенное, известное Христу время, в течение которого Он пробудет в Перее, вопреки всем замыслам и угрозам Ирода. — Кончу — Покончу (τελειου̃μαι, которое везде в Нов. Завете употребляется как страдательная форма), или — дойду до конца. Но какой конец здесь разумеет Христос? Не смерть ли Свою? Некоторые учители Церкви и церковные писатели (Феофилакт, Зигабен) и многие западные ученые понимали это выражение именно в таком смысле. Но контекст речи явно идет против такого понимания: Господь говорит, несомненно, о том, что окончится Его настоящая деятельность, которая состоит в изгнании бесов и в исцелении болезней и проходит здесь, в Пере. Затем уже начнется другая деятельность — в Иерусалиме...

33. Стих этот очень труден для понимания, потому что неясно во первых, какое «хождение» имеет в виду Господь, и, во вторых, непонятно, какая связь этого «хождения» с тем фактом, что пророки погибали обыкновенно в Иерусалиме. Некоторые из новейших толкователей поэтому считают этот стих неисправным в отношении структуры и предлагают такое чтение: «Мне нужно ходить (т.е. совершать здесь исцеления) сегодня и завтра, но на следующий день Я должен уйти в путешествие дальше, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (И. Вейс). Но нет никакого основания в этом текст находить мысль о решении Христа уйти из Переи: здесь нет ни выражения «отсюда», ни намека на изменение деятельности Христа. Лучше поэтому толкует это место Б. Вейс: «конечно, впрочем Христу нужно продолжать Свой путь дальше, как того хочет Ирод. Но это не зависит нисколько от коварных замыслов Ирода: Христу нужно, как и доселе, переходить с одного места на другое (ст. 22) в течение твердо установленного времени. При этом Он не имеет целью избежать опасности: напротив целью Его путешествия является Иерусалим, потому что Он знает, что, как пророк, Он может и должен умереть только там». — Что касается замечания о погибели всех пророков в Иерусалиме, то это, конечно, гипербола, потому что не все же пророки нашли себе смерть в Иерусалиме (напр. Иоанн Креститель был казнен в Махерусе). Слова эти высказал Господь со скорбью по поводу такого отношения Давидовой столицы к посланникам Божим2).

34—35. (Объясн. см. в ев. Матфея гл. XXIII, ст. 37-39). У ев. Матфея это изречение об Иерусалиме представляет собою заключение к обличительной речи против фарисеев, но здесь оно имеет более связи с предыдущею речью Христа, чем в ев. от Матфея. Впрочем в евангелии от Луки Христос обращается к Иерусалиму издали. Он вероятно во время произнесения последних слов 33-го стиха обернулся лицом по направлению к Иерусалиму и произнес это полное скорби обращение к центру теократии. — Сказываю же вам... У ев. Матфея: «ибо сказываю вам»… Различие между тем и другим выражением такое: у Матфея Господь предсказывает опустошение Иерусалиму как последствие того, что Он удаляется от него, а у Луки — Господь говорит, что в том состоянии отвержения, в каком окажется Иерусалим, Он не придет к нему на помощь, как жители Иерусалима, может быть, того ожидали: как бы ни было печально ваше положение, но Я не выступлю на вашу защиту, доколе» и т.д., — т.е. до тех пор, пока весь народ не раскается в своем неверии и не обратится к Нему, что будет уже пред вторым Его пришествием (ср. Рим. XI, 25 и сл.).

1) Нельзя отсюда выводить такого заключения, что Христос отвергал всякую связь между грехом и наказанием, «как вульгарное еврейское понятие», по выражению Штрауса (Жизнь Иисуса). Нет, Христос признавал связь между страданиями человеческими и грехом (см., напр., Матф. IX, 2), но Он не признавал только за людьми власти устанавливать эту связь по своему соображению в каждом отдельном случае. Он хотел научить людей тому, что бы они, видя страдания других стремились вникнуть в состояние собственной своей души и видели в наказании, постигшем ближнего предостережение, какое Бог посылает им. Да, Господь предостерегает здесь людей от того холодного самодовольства, какое нередко проявляемся и среди христиан, видящих страдания ближнего и равнодушно проходящих мимо, «с словами: по делом ему»...

2) И. Вейс находит в этом выражении Христа признаке того, что Он считал Себя только пророком, как а другие, бывшие до Него, а не Мессиею. Но такое узкое понимание рассматриваемого выражения противоречит всем другим заявлениям Христа, где Он говорил о Себе как о совершенно особом Помазаннике Божием (см. напр. речь Христа в Назаретской синагоге Лук. IV, 18 и сл.). Притом Христос говорит здесь с точки зрения Ирода, который Мессиею его не признавал, а только разве пророком... Затем неудачно также замечание Вейса, что Христос здесь говорит о Своей смерти «только по догадке»: не бывает, чтобы... «Это — не догадка, а — доказательство, разъясняющее причину удаления Христа в Иерусалим...
Молитвы школы
Будьте здоровы и сорадуйтесь истине!

Ответить

Вернуться в «От Луки Святое Благовествование»